История до разрушения

Свято-Духовский мужской монастырь. Сталинград, 1943.В 1903 г. с приходом в епархию нового архиерея — епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганова) в губернии развернулась целая программа монастырского строительства. Комитет по возведению обители собрался в Царицыне 16 мая 1903 г. А 17 февраля 1904 г. Царицынская Дума отвела место под устройство подворья, где начал строиться небольшой каменный храм во имя Святого Духа. 28 октября 1907 г. он был освящен епископом Вольским Палладием.

В ноябре 1907 г. настоятелем подворья был назначен иеромонах Илиодор (Труфанов). Монастырь постепенно стал прирастать постройками. Верующие помогали кто рублем, кто своим трудом, кто материалами. В сборе пожертвований помогала и Марфа Семеновна Медвенская, почитаемая в Царицыне как блаженная. В итоге здания обители выросли уже в 1909 г., а окончательно строительство было закончено в первой половине 1911 г.  Храм Святого Духа расширили — к летней церкви с запада пристраивают теплую зимнюю, вмещающую до 6000 человек. Главный вход находился с западной Онежской улицы и увенчивался шатровой колокольней, а алтарь выходил на монастырскую площадь. Полное название церкви звучит так: «храм Сошествия Святого Духа на апостолов». Сам монастырь имел трех и двухэтажные здания. Его корпуса предназначались для народных гостиниц на 500 человек, номеров, квартир благодетелей и аудитории на 1000 человек, школы, рукодельной, рабочих мастерских, архиерейских покоев и келий. Также в корпусах отводилось место под типографию, еще один храм для ранних литургий вместимостью в 1000 молящихся, зал совета, канцелярию, странноприимный дом, богадельню. В подвалах размещались кухня, кладовые, погреба и ледники. С юга от храма простиралась малая площадь для отдыха братии с цветником, фонтаном и бассейном посредине.

Тайны монастырских катакомб

Начало строительства катакомбВ 1911 г. иеромонах Илиодор вновь попросил выделить во владение монастыря площадь для устройства здесь богадельни, обычной и миссионерской школ и даже учительского института, но городская Дума вновь отказала. Тогда 27 сентября 1911 г., начав рыть пещеры, Илиодор попросил прихожан о пожертвовании продуктов для рабочих.

Он разделил своих последователей на две группы – собственно копателей и сборщиков провианта — «калачников» (с зажиточных верующих он потребовал принести 50 калачей). Всего в добровольцы записалась 991 семья. Среди них иеромонах проповедовал о скором пришествии Антихриста и конце света, во время которого эти пещеры должны были стать убежищем для верных, а также уверял, что скоро верующим придется скрываться здесь от «светских врагов». Илиодор сравнивал свои подземелья с катакомбами первых христиан. Он лично наблюдал за работами и работающими, приходящими как из Царицына, так и из окрестных селений, и раздавал всем участвующим специальные свидетельства на будущее погребение в катакомбах. Из докладов сыщиков, внимательно следивших за его деятельностью, следовало, что работали в основном женщины и дети. Окончание ходов он доверил немногим избранным лицам, а осмотрел все сделанное некий архитектор из Саратова, составивший и план дальнейших подземных работ. Только за 4 дня работы весь двор и все вокруг покрылось канавами до 3 саженей глубиной и 2,5 аршин шириною. Ходы уходили под храм и остальные корпуса. Усыпальницы рассчитывались на 5000 человек, в них в награду были отведены места для пещерокопателей. Над заполненной нишей усыпальницы писали имя захороненного и вешали лампаду, поддерживая неугасимый огонь. Пещеры представляли собой сложную трехъярусную систему ходов с лабиринтами. Подземелья были обложены кирпичом, под потолком делались своды. Планы их держались в секрете, но из отчета врио Царицынского благочинного о. Алексия Протоклитова мы узнаем, что усыпальница уходила на глубину 4 сажени (8,5 м), ширину имела такую же и проходила крестообразно под храмом (в длину 20 сажен (43 м) и 16 сажен (34 м) поперек). Она шла в 4 яруса, каждый высотой в 2,5 аршина (1,8 м).

7 апреля 1912 г. Святейший Синод преобразовал подворье в самостоятельный мужской монастырь 2-го класса, назначив настоятелем архимандрита Иринарха.

21 сентября 1912 г. Царицынский Свято-Духовский необщежительный мужской монастырь был преобразован в женский. 17 ноября 1913 г. при обители был освящен домовой зимний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

А в 1914 г. Царицынская Дума постановила включить в сеть учебных заведений города Свято-Духовскую церковно-приходскую школу. На начало 1915 г. монастырь содержал в своей школе 53 девочки из семей фронтовиков.

Виды довоенного Свято-Духовского монастыряМонастырь продолжал являться одной из основных достопримечательностей уездного Царицына. Приведем для полноты картины мнение современника – ученика Урюпинского реального училища Алексея Глазкова, посетившего обитель с экскурсией в мае 1916 г. Юноша пишет о монастыре: «Он стоит на возвышенном месте, с которого открывается прекрасный вид на Волгу и город. Монастырь обнесен высокими стенами, в которых проделаны круглые отверстия, так что монастырь по внешнему виду напоминает старинную крепость. Прежде всего, мы вошли в подземелье, где основатель монастыря, известный по газетам иеромонах Илиодор, укрывался от своих «врагов». Потом пошли в монастырский собор. Собор поразил меня, прежде всего своею необыкновенной величиной. Он может вместить в себе, как нам сказали, до 15 тысяч человек. Живопись в соборе также очень красива. Вверху находятся хоры. Мы поднялись на хоры, а оттуда на колокольню, с которой открывается прекрасный вид на огромнейший город, его пристань и заводы».

А перед захватом Царицына белыми в июне 1919 г., большевики объявили по городу и уезду насильственную мобилизацию черного и белого духовенства на полевые работы. Они согнали монашествующих обоих полов в возрасте от 18 до 50 лет на возведение укреплений. В Париже в 1925 г. вышла книга «Штурм небес: сборник документальных данных, характеризующих борьбу советской коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей». В этом издании сообщалось, что царицынских монахинь сперва потащили в ЧК, где комиссарша Савинкова угрожала истребить их, как «негодных элементов», но потом все же передала их некоему Добину для рытья окопов.


Между тем в монастырском храме с декабря 1920 г. устроили лазарет. Часть помещений отвели под концентрационный лагерь, — этим словосочетанием обозначался в то время губернский лагерь принудительных работ, в котором находились бывшие купцы, фабриканты, мелкие лавочники.

Большая часть монастыря была реквизирована большевиками еще после революции в 1918 г. Какое-то время здесь располагался детский дом, но средств на ремонт и эксплуатацию здания не выделялось, и оно ветшало. В 1923 г. обитель прикрыли, отдав здания комсомольской коммуне. В 1929 г. ее собор отвели под читальню и кинотеатр на 400 мест с тремя туалетами и фойе. В 1932 г. в корпусах разместилось студенческое общежитие на 200 человек для учащихся только что открытого пединститута.

С наступлением военного времени в обители заработали ремонтные мастерские. По воспоминаниям старожилов в монастыре какое-то время располагался военный госпиталь, а в подвалах прятались от бомбежек мирные жители. Среди них были и старые монашки, когда-то обитавшие в кельях монастыря. Позже в обители был создан фашистский концлагерь.

После войны монастырь передали военным, которые снесли полуразрушенные корпуса и храм, возведя на оставшемся фундаменте новые здания.

Добавить комментарий