… брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15:32)

Сегодня, 19 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Варлаама Хутынского, в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор в сослужении духовенства Волгоградской епархии совершил Божественную литургию.

Перед Литургией был отслужен Чин принятия из раскола и присоединения в Святой Церкви иеромонаха Василиска (Саяпина). Владыка Феодор совершил этот особый чин, засвидетельствовал принародное покаяние уклонившегося в раскол, возложил на отца Василиска наперсный крест и принял в евхаристическое общение — благословил сослужить Литургию.

Его Высокопреосвященство возглавил Божественную литургию в сослужении священнослужителей.

Богослужебные песнопения исполняли хор собора под управлением регента Марии Зимовец и детский архиерейский хор.

Проповедь перед Причастием произнес иерей Виктор Кириченко.

Сегодня Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Митрополит Феодор по окончании Литургии совершил заупокойную литию.

В завершении богослужения Высокопреосвященнейший Владыка зачитал обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Всемирного дня памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.

Затем Глава Волгоградской митрополии обратился к молящимся с архипастырским словом:

Наша жизнь, братья и сестры, подобна дороге. Мы совершаем по ней путь в вечность, Господь для лучшего нашего движения дал нам законы – правила дорожного движения, которые суть заповеди Божии. Святые отцы учредили каноны и правила Апостольской Церкви, которые мы с вами должны соблюдать, чтобы безопасно пройти этот непростой жизненный путь.

Когда мы их нарушаем – по невнимательности, по забвению, по нерадению — думая, как водитель, который проезжает на красный свет: «Успею, ничего страшного не будет, гаишник меня не догонит», получается серьезная трагедия, в которую попадает не только водитель, но и другие участники дорожного движения. Каждый из нас, ступая не только на дорожное полотно, но и на жизненный путь, должен иметь ответственность за свою жизнь и за жизнь спутников.

Одной из страшных аварий в церковной жизни, катастрофой, мы называем раскол.

Раскол церковный по-гречески схизма – нарушение внутрицерковного единства из-за различий, не связанных с искажением учения о догматах и таинствах, в основном по обрядовым, каноническим или дисциплинарным мотивам. Основатели и последователи раскола именуются раскольниками.

Примеры отделения от своего епископа в результате нарушения церковной иерархической дисциплины – неповиновение Богоучрежденному священноначалию святитель Василий Великий именует парасинагога – незаконное собрание, подобное тем самым иудеям.

Данное определение парасинагоги святителя Василия Великого говорит о тех духовных лицах, которые обходят своих законных епископов и самочинно хотят служить в церкви (например, когда духовное лицо, запрещенное в священнослужении духовной властью, не желая подчиниться ей, соберает вокруг себя других, отделяется от Кафолической Церкви и начинает священнодействовать самочинно). Против них было издано немало правил: это 31 правило святых апостол; 18 правило IV Вселенского собора; 31 правило VI Вселенского собора и другие.

31 правило святых апостол говорит следующее: «Если пресвитер, презрев своего епископа, станет отдельно устраивать собрание и поставить другой алтарь, не заметив при этом в епископе ничего противного благочестию и справедливости, да будет извержен как властолюбивый, ибо он – похититель власти. Равным образом и все прочие клирики, которые к нему присоединятся; миряне же да будут отлучены. Но пусть это совершается после первого, второго и третьего увещания со стороны епископа».

Известный толкователь церковных канонов Иоанн Зонара так говорит об этом правиле: «Порядок поддерживает небесное и земное. Итак, повсюду должно быть сохраняемо благочиние и особенно у церковных; и как пресвитеры, так и прочие клирики должны быть в подчинении у епископа. Если же какой-то пресвитер, не обличив судом собственного архиерея ни в чем, — ни в том, будто он прегрешает против благочестия, ни в том, будто он делает что-то неугодное против долга и правды, но по собственному любоначалию составит противозаконное сборище, отдельно устроит церковь, создаст алтарь и на нем будет священнодействовать, такового правило повелевает извергнуть, — и его, и вместе с ним собирающихся клириков, а мирян отлучить».

То есть, если священник или диакон имеют на своего епископа какую-то неприязнь, они должны его обличить в этом, как говорит Евангелие. Или перед Церковным судом засвидетельствовать его нарушения. Если этого не происходит, то они не имеют права выходить из-под его духовной власти.

Сопоставляя раскол с ересью, святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «раскол есть не меньшее зло, чем ересь». Святой Киприан Карфагенский учит: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его». Епископ Оптат Милевитский (IV век) считал раскол одним из величайших зол, — большим, чем человекоубийство и идолопоклонство.

Хотя в данном случае речь идет исключительно о дисциплинарных конфликтах, все таинства и священнодействия, совершаемые в самочинных сборищах, являются безблагодатными и недействительными. Подобно тому, как безблагодатными и недействительными являются таинства и священнодействия, совершаемые еретиками, то есть теми, кто отторгся в самой вере от благодатного и Святого Тела Церкви посредством своего зловерия.

Сегодня мы совершили очень важное событие – приняли из душепагубной трясины, от смертной болезни нашего собрата, брата во Христе иеромонаха Василиска.

И ныне говорит нам Христос о заблудших чадах Своих: «возвеселитися и возрадовати подобаше, яко брат твой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретесе» (Лк.15:32)

«Сказываю вам, что так на небесах… у Ангелов Божиих … более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющим нужды в покаянии». (Лк. 15:10)

И так, возрадуемся, что по Слову Евангелия, наш брат был мертв, а ныне он ожил, казалось бы, пропал, погиб, но по милости Божией обрелся и пребывает теперь в нашей любви в нашем единстве.

Надеемся, что все братья и сестры, которые по недоразумению, помрачению последовали неверным стопам, вернутся в лоно Святой Православной Церкви.

Всех причастников поздравляю с принятием Таинств Христовых.

Ссылка на источник: volgeparhia.ru/2023/11/19/brat-tvoj-sej-byl-mertv-i-ozhil-propadal-i-nashelsya-lk-1532/